Мифы, сказки и Светильник Йоля
Символику Светильника Иоля можно попытаться объяснить посредством некоторых мифов и сказок.
Фриц Вайтцель во время цикла святых дней Йоля рекомендует рассказывать детям старинные сказки, которые могли бы метафорическим, маленьким детям понятным языком иллюстрировать сокровенную мистерию Зимнего солнцестояния, настоящее понимание которой придет с годами.
Такой, например, является сказка о светлолицей принцессе, которую заколдовала злая старуха и заперла в высокую башню, где принцесса спит вечным сном. Но молодой герой забирается в башню, оживляет девушку своим поцелуем, после чего весь мир начинает радоваться новым светом и счастьем влюбленных.
Зная контекст не тяжело понять, что принцесса - это Солнце (германская солнечная богиня Суна), темная башня (или склеп, гроб) - это потаенная основа, бессознательное, невидимый мир мудрости (что символизирует основание Светильника Йоля), смерть. Сон принцессы - это состояние Солнца в самой нижней точке Года, юный герой - это вечный Всеотец (Alfater, Wralda) или божественный его посланник, а поцелуй и любовь - это та активная всепробуждающая, всеизменяющая, преображающая Космос сила творения. Принцесса поднимается из своей символической "неволи" (внутренний свет в Светильнике) и начинает сиять всему миру (пламя на Светильнике).
Похожий мотив встречается в сказке о златовласой принцессе, которая была также заперта в башне и также ждет своего спасителя, или в сказке об обреченной на вечный сон, и спящей в стеклянном гробу Белоснежке. В других сказках вместо гроба или башни присутствует мотив блуждания по темному лесу, а выход из него символически сопоставим с победой добра над злом.
В скандинавской мифологии существует повествование о боге весны, радости, света и преображения Бальдре, который мучается в подземном Царстве Смерти. И хотя Бальдр напрямую не связан с Солнцем, но в древнем пророчестве сказано, что он вернется в новый мир после гибели старого, принося с собой новый порядок, преображение, радость и жизнь.
И даже если эти сказки и мифы изначально писались без какого-то прямого, осознанного отношения к космологической символике и являются лишь воплощением народного воображения, их всегда можно объяснить исходя из выше описанного символического контекста.
Два Солнца: Внутренний Свет и Наружный Свет.
Уже в самые древние времена внутреннее знание было связано с определенной формой внутреннего света. Не напрасно подобное состояние мы называем озарением, просветлением и т.д. В одном из шумерских текстов повествуется о двух солнцах - Белом и Черном. Под первым Солнцем обычно подразумевается физическое, а под вторым - метафизическое Солнце, излучающее свою энергию на неком таинственном уровне, но влияющее на все видимые и невидимые процессы Вселенной, в том числе и на человека.
Пламя двух свечей на светильнике и внутри его могли бы символизировать физический и метафизический свет - излучение двух светил. Огонь внутри Светильника - это тот свет духовной мудрости, помогающий нам осознать внутренние и наружные процессы Жизни и Смерти, как и своё место в вечном коловороте событий. Пламя наружней свечи - это тот физический свет, который помогает нам почувствовать, дотронутся до окружающего мира, радоваться тем, что нам позволили увидеть боги. Но без духовного света мы не сумеем достойно оценить света физического, точно также как и физический свет часто влияет на душевное состояние человека. Два огня: один в недрах Мирового древа, второй - на его вершине символизируют два полюса дарованные нам познания, между которыми и находится человек с момента своего рождения до момента своей смерти. Человек, который является вселенной во Вселенной, микрокосмом в макрокосме, которого символически можно изобразить символами Хагал и Wendehorn, кузнец своего собственного счастья и творец своей собственной Вселенной.
Известный австрийский мистик Карл Мария Вилигут взаимосвязь двух светил - Белого и Черного солнца, представлял на подобии песочных часов, которые все время вращаются и приносят победу. "Суть сравнения с песочными часами заключается в том, что энергия последовательно перетекает от одного солнца к другому и то одно, то другое светило сменяет друг друга. Пассивное солнце становится активным и наоборот".
На уровне сакральной космологии это ярко выражается в момент обоих солнцестояний, когда светила символически находятся как бы в оппозиции один другому, т.е., на разных полюсах, когда излучение одного воспринимается как "видимое", а излучение другого - как "невидимое", находящееся в метафизической сфере. Когда активность одного падает, активность другого возрастает, но в тоже время они действуют оба, как бы символически переливаясь во время равноденствий, что может графически изображать песочные часы напоминающие руну Дагаз ("день").
В этом контексте Светильник Йоля мог бы стать полезным символическим объектом, помогающим лучше осознать и почувствовать те вечные философские и метафизические принципы Космического порядка.
Пламя циркулирует то сверху вниз, то снизу вверх - от физического до метафизического, от активного до пассивного начала, от кристально чистого света сознания, до потаенного огня внутреннего подсознания, от полюса жары до полюса пламенеющего холода.
Жизнь - как солнечный Год. Полон перемен, но подвластен единому и божественному ритму цикличности, всепроницающему дыханию Всеотца. Наше Солнце - лишь маленькая часть Его. Умирающее и возрождающееся, поднимающееся и опускающееся. Как Мир, как каждый из нас, преодолевающий круг своей собственной Жизни.
Давайте маленьким огоньком проводим Солнце, большим - поприветствуем Его рождение!
ОБТ-ЛИТВА
Комментарии:
В литовском варианте статьи мы выбрали написание не "Светильник Йоля", а "Светильник Юля" от немецкого julleuchter. В русском переводе используется слово "Йоль" вместо "Юль", так как написание "Йоль" в русском языке встречается более часто и звучит более привычно. В германских языках встречается как Jol, так и Jul;
„Германское слово hwelaz (Зимнее солнцестояние) означает колесо, круглый диск, солнечное колесо (...) мы называем этот праздник Йоль (jul), от слова "колесо" (hjul), на древнескандинавском hjol или jol. Другое название Йоль - это английское Yule (от wheel). (...) От слова hwelaz происходят такие слова, как фризское jolif ("весёлый") или английское jolly ("весёлый", "жизнерадостный")" (Варг Викернес, "Скандинавская мифология и мировоззрение");
„Эти праздники начинались 6-ого декабря (день Вотана, теперь - день Св.Николая) и продолжались до 6-ого января (день Фреи). Кульминацией всего цикла была ночь Зимнего солнцестояние 21-ого декабря, во время которой вершины всех гор освещались огнями" (Fritz Weitzel, "Die Gesstaltung der Feste im Jahres und Lebenslauf in der SS Familie";
„Двенадавать святых дней начинаются в ночь Йоля 24-ого декабря и заканчиваются в день Фреи 6-ого января. Во время этих двенадцати дней проводятся некоторые обряды - особенно в канун Нового года и в первый день Нового года" (Fritz Weitzel, "Die Gesstaltung der Feste im Jahres und Lebenslauf in der SS Familie";
Герман Вирт (Herman Wirth, 1885-1981) - немецкий ученый голландского происхождения. Исследователь германской протоистории, фольклора, филологии и символики. Писал на темы древних религий и символики. Был одним им учредителей немецкого института "Наследия предков" (нем. Ahnenerbe), стал первым его руководителем;
Ура Линда (др.фриз. Oera Linda) - противоречивый голландский религиозный, мифологический и исторический текст, описывающий древнейшую историю Европы. В тексте повествуется история трех рас, конфликты между ими, их религия, развитие и духовный спад.
Герман Вирт свято верил в аутентичность "Ура Линды" и этой рукописи посвятил несколько сотен страниц своих комментариев. Всё это было издано в 1933 г. под названием "Хроники Ура Линды". Нынешняя официальная наука считает "Ура Линду" фальсификацией;
Герман Вирт полагал, что вечно крутящиеся шестилучевое колесо - это идеограмма нордического Года и Бога, связаная с всётворящим духом Вральды (warald, weorld, worold, world, т.е., Мир, Век): „Знак Юла - это древнейший символ Вральды, а также знак Источника и Начала, из которого произошло Время" (Herman Wirth, "Die Ura Linda Chronik");
Руна Хагал - в ариософских концепциях арманизма руну Хагал считали Мир символизирующей материнской руной, в которой, как верили, содержится смысл всех рун. Она символизировала границы Мира, основу, Бога, "Крест мира", союз духа и материи, Космос, рождение и смерть, творчество и разрушение;
В "Ура Линде" описываемый божественный дух - Вральда-Мир создал Ирту-Землю: "Вральда, который единственный является добрым и вечным, создал Начало, из которого появилось Время, а из Времени появилась Ирта. Ирта породила все травы, все овощи, все деревья, всех хороших и злых зверей. Всё, что является хорошим и красивым, Ирта создала днем, а все, что злобно и жестоко - ночью" (Herman Wirth, "Die Ura Linda Chronik");
Ahnenerbe (нем. Наследие предков). Полное немецкое название: "Studiengesellschaft fur Geistesurgeschichte Deutsches Ahnenerbe" ("Общество для исследования древнегерманской истории и наследия предков"). По инициативе рейхсфюрера СС созданая организация, действовавшая с 1935 по 1945 г. Основной целью этой организации являлось исследование вопросов, касающихся так называемой нордической германской расы, ее историй, особенностей, физического и духовного наследия;
Фриц Вайтцель (Fritz Weitzel, 1904-1940) - генерал СС, сторонник германского язычества, один из создателей церемониала СС;
Fritz Weitzel „Die Gesstaltung der Feste im Jahres und Lebenslauf in der SS Familie";
H.W.Schild, „The Sippen Julleuchter";
Остара (Ostara, Eoster) - древнегерманская богиня весны, персонификация весеннего возрождения природы, возврата тепла и т.д.;
Германские названия этих праздников такие:
-Ostara fest (праздник Остары) - Весеннее равноденствие, праздник возрождения природы; -Midsummer fest (Праздник середины лета) - Летнее солнцестояние, Солнце достигает зенита своей мощи;
-Harvest fest (праздник Урожая) - Праздник урожая, Осеннее равноденствие;
-Winternights fest (праздник Зимних ночей) - древний праздник северных германцев, означающий начало темной стороны года. Праздник умерших и духов. Эквивалент кельтского Самайна; -Jul (Йоль, Юл) - с Зимним солнцестоянием связанный цикл праздников; -Disting fest - Праздник подготовки к весне. Что то похоже на Масленицу;
«Выше мира стоят полуночные горы, свет в выси рождается. Человеческий глаз не может его видеть, но здесь он, сверху полуночных гор сияет темное солнце. Его не видит глаз человека, но внутренность свет твой озаряет. Храбрые и достойные радуются с тобой в божественности. Белое солнце светит над миром, даешь ты дневной свет. Темное Солнце внутренность нашу озаряешь, даешь нам божественный свет познания.»
Карл Мария Вилигут (Karl Maria Wiligut, 1886-1946) - австрийский мистик, писатель, исследователь рун. Ветеран первой мировой войны. Был советником Генриха Гиммлера "по вопросам оккультизма и германской древности", бригадный генерал СС;
Frater Gorthawer, "Митраизм".
Источники
Варг Викернес, "Скандинавская мифология и мировоззрение";
Fritz Weitzel „Die Gesstaltung der Feste im Jahres und Lebenslauf in der SS Familie“;
Herman Wirth, „Die Ura Linda Chronik“;
Хайнрих Шильд, „Светильник Йоля”(-seidr.woods.ru);
Osferth DCG-V, „On the History and Ritual Use of the Jul-leuchter“ (-odinic-rite.org);
Frater Gorthawer, "Митраизм";
Источник >>>